Беркли/Калифорния — Эпидемиологические исследования показали, что люди с нарушениями сна чаще страдают от повышенного уровня сахара в крови. Исследование, опубликованное в журнале Cell Reports Medicine, дает этому возможное объяснение. Как и предыдущее исследование в журнале Nature, оно связывает центр памяти гиппокампа с контролем уровня сахара в крови.
Гиппокамп выполняет важную функцию в формировании памяти. Во время фаз глубокого сна принимается решение о том, какая информация, полученная за день, будет сохранена в долгосрочной памяти. Согласно современным знаниям, центральную роль в этом процессе играют так называемые комплексы пульсаций острых волн (SWR). Крысы быстрее учатся ориентироваться в лабиринте, если предварительно экспериментально увеличить образование SWR в мозге.
Однако SWR также влияют на метаболизм. Два года назад команда под руководством Дьёрдя Бузсаки (György Buzsáki) из NYU Langone Health в Нью-Йорке сообщила, что через несколько минут после накопления SWRs у крыс падает уровень сахара в крови. Сигналы передавались через межжелудочковую перегородку в гипоталамус — важный центр управления вегетативной нервной системой.
Разрушение перегородки не позволяло SWR снижать уровень сахара в крови. Бузсаки подозревает, что гиппокамп выполняет важную функцию в контроле уровня сахара в крови. Например, он может влиять на высвобождение инсулина из бета-клеток поджелудочной железы через блуждающий нерв.
Команда под руководством Мэтью Уокера из Калифорнийского университета в Беркли теперь наблюдает подобные явления у людей. Сначала исследователи проанализировали данные «Кливлендского семейного исследования», в ходе которого выяснялись причины апноэ сна в период с 1990 по 2006 год. Тогда у 647 участников утром после ночи, проведенной в лаборатории сна (с записью ЭЭГ), измерили уровень сахара и инсулина в крови.
Анализ ЭЭГ показал, что сочетание сонных веретен и медленных осцилляций в фазе глубокого сна влияет на уровень сахара в крови и инсулина. Чем чаще встречались эти два феномена ЭЭГ, тем ниже был уровень сахара в крови натощак и тем лучше был эффект инсулина.
Затем исследователи изучили ту же корреляцию в «Многоэтническом исследовании атеросклероза» (MESA). В этом исследовании, направленном на поиск факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, концентрация глюкозы и инсулина в крови 1900 участников определялась после ночи, проведенной в лаборатории сна. Утром метаболизм глюкозы улучшался, если накануне вечером количество сонных веретен и «медленных осцилляций» было высоким.
В рамках MESA также определялась вариабельность сердечного ритма. Это позволяет сделать выводы о функционировании вегетативной нервной системы. Анализ показал, что особенности ЭЭГ были связаны с повышением парасимпатической активности. Как и у крыс, это может быть связующим звеном между гиппокампом и контролем уровня сахара в крови.
Полученные результаты дают правдоподобное объяснение ряду эпидемиологических исследований, в которых недостаток глубокого сна, в частности, был связан с повышенным риском развития диабета 2 типа. Таким образом, растущий дефицит сна в западных странах может быть одной из причин увеличения числа случаев диабета 2 типа. © rme/aerzteblatt.de