Лиссабонский Фонд Шампалимо и Университет Сарагосы в Испании провели первую экспериментальную операцию рака груди с использованием технических возможностей дополненной реальности (augmented realityAR) и 5G.

5 мая 2022 года хирург Педро Гувейя проводил операцию в операционной Центра рака груди Фонда Шампалимо в Лиссабоне. Другой хирург, испанец Рохелио Андрес-Луна, присутствовал на операции и вмешивался, когда это было необходимо, снабжая Педро Гувейю дополнительной информацией и даже руководя его движениями. Вроде бы все как обычно, но это не так.

Во-первых, Педро Гувейя носил очки смешанной реальности (Hololens 2, разработанные Microsoft). Будучи прозрачными, они позволяли ему видеть реальный мир вокруг себя, а именно пациентку, лежащую на операционном столе, и в то же время иметь доступ к информации, проецируемой на стекла очков.

Педро Гувейя является пионером в использовании очков Hololens для проведения операций рака молочной железы, требующих создания персонализированных цифровых моделей тела пациента и самой опухоли. Он разработал, также в Фонде Шампалимо, цифровую неинвазивную методологию, позволюющую настолько точно определить местонахождение опухоли, как если бы ткань молочной железы вокруг нее была прозрачной.

Возвращаясь к эксперименту важно подчеркнуть, что Рохелио Андрес-Луна физически не присутствовал в операционной во время операции — его не было в Лиссабоне или даже в Португалии. Испанский врач находился более чем в 900 км от места операции, на сцене Конгресса Испанской ассоциации маммологов (AECIMA), который проходил с 5 по 7 мая на медицинском факультете Сарагосского университета, демонстрируя, совместно с Педро Гувейей, новую форму дистанционного хирургического наблюдения.

У Рохелио Андрес-Луна в качестве единственного рабочего инструмента был портативный компьютер, подключеный к Hololens Педро Гувейи через телекоммуникационную сеть 5G. Он использовал один из обычных веб-браузеров для получения доступа к специальному программному обеспечению, разработанному remAID, компанией со штаб-квартирой в Германии. И, несмотря на значительное расстояние между двумя врачами, все проходило так, как будто «наблюдающий хирург» находился рядом с «исполняющим хирургом», заглядывая ему через плечо и помогая ему в его работе.

Как двум хирургам удалось синхронизировать свои действия с временной задержкой в несколько секунд между тем, что делал один из них, и тем, что видел другой? Ответ заключается в том, что эксперимент не прибегал ни к 4G ни к технологии Wi-Fi; вместо этого он использовал 5G, новейшую и самую мощную технологию для передачи цифровой информации. «5G сокращает задержку до нескольких миллисекунд, — говорит Педро Гувейя. Вот почему это было так важно в контексте нашего эксперимента», — добавляет он.

Во время операции Рохелио Андрес-Луна не только мог точно видеть, что Педро Гувейя делал в конкретный момент, но и Педро Гувейя, со своей стороны, мог почти мгновенно получать через гололинзы полезные и своевременные сообщения. в частности короткие видеоролики о ранее выполненных подобных операциях. Он даже смог моментально визуализировать синюю линию, нарисованную Рохелио Андрес-Луна на своем ноутбуке в режиме реального времени и наложенную на тело пациентки, обозначающую место, которое было выбрано для проведения операции.

«Мы провели первый в мире живой эксперимент во время операции по удалению рака молочной железы, используя то, что мы называем «удаленным прокторингом» (remote proctoring) , — говорит Педро Гувейя.

Педро Гувейя считает, что эта методология может стать одной из ключевых особенностей операционной будущего, так как 5G, с точки зрения синхронности, выводит удаленный контроль на новый уровень.

Успех эксперимента может в будущем изменить проведение операций — не только за счет более реалистичного обучения студентов, но и за счет лучшей поддержки начинающих хирургов. Последние смогут воспользоваться помощью/наблюдением более опытных коллег и чувствовать себя гораздо более уверенно в том, что они делают.

Однако он признает, что его представление об операционной будущего, которую он представляет как «мультимедийное пространство», только делает первые шаги. «Нам все еще нужно проверять методологии, проводить больше операций, выявлять препятствия, оптимизировать очки дополненной реальности и так далее», — заключает он.

.