Амстердам – Комитет по лекарственным средствам для человека (CHMP) Европейского агентства по лекарственным средствам (EMA) в конце февраля рекомендовал утвердить антагонист орексина даридорексант (Daridorexant) .

Новое снотворное, подавляющее действие «гормона пробуждения» орексина в головном мозге, может применяться для лечения взрослых пациентов, страдающих нарушениями сна в течение не менее 3 месяцев, со значительным снижением способности функционировать днем. Одобрение Европейской комиссией ожидается в ближайшие несколько недель.

Первый орексин, также называемый гипокретином, был открыт в 1998 году двумя разными исследовательскими группами в мозгу крыс.

В настоящее время известно, что существуют 2 орексина А и В (гипокретин 1 и 2), которые также играют центральную роль в ритме дня и ночи. Ночью концентрация этих гормонов падает.

Блокирование рецепторов орексина способствует засыпанию. Первый антагонист орексина, Суворексант, был одобрен в США в 2014 г. 2-й последовал в 2019 году с лемборексантом, а с начала этого года стал доступен 3-й представитель этого класса активных ингредиентов с даридорексантом.

Новый медикамент прошел все три фазы клинических исследований, результаты которыхх были недавно опубликованы в журнале Lancet Neurology. В исследованиях приняли участие 1850 пациентов с индексом тяжести бессонницы 15 и более баллов, что указывает на клинически значимое нарушение сна.

Первичными конечными точками были бодрствование после отхода ко сну (WASO) и задержка в засыпании (LPS). WASO — это сумма времени бодрствования от момента засыпания до окончательного пробуждения. LPS — это время между выключением света и первыми признаками сна. Оба были обследованы в исследованиях с полисомнографией через 1 и через 3 месяца.

При рекомендованной в настоящее время дозе 50 мг WASO уменьшилось на 65 минут через 1 месяц и на 65 минут через 3 месяца.

Вторичными конечными точками исследований были субъективное общее время сна и изменения дневного функционирования, измеренные при помощи Опросника симптомов и последствий бессонницы в дневное время (IDSIQ).

Субъективное время сна удлинилось на 44 минуты через 1 месяц и на 58 минут через 3 месяца при дозе даридорексанта в 50 мг.

Также было значительное отмечено улучшение в области сонливости. Для производителя это одна из главных отличительных особенностей даридорексанта по сравнению с уже одобренными снотворными средствами. Бензодиазепины и, в меньшей степени, Z-медикаменты (Zolpidem, Zopiclon и Zaleplon)  могут вызывать дневную сонливость, что нарушает повседневные функции.

Кроме того, предполагается, что даридорексант обладает более низким потенциалом для развития зависимости. Безопасность лечения в долгосрочной перспективе в настоящее время изучается в рамках исследования с участием более 800 пациентов.

Наиболее частыми побочными эффектами, с которыми столкнулись более 5% участников, были назофарингит и головная боль. По словам производителя, увеличения побочных эффектов в зависимости от дозировки не наблюдалось. Кроме того, при резком прекращении лечения не наблюдалось зависимости, рецидива бессонницы или симптомов отмены.